не беспокойтесь, пожалуйста, пожалуйста,
сколько раз я должен говорить это
нет способа не быть тем, кем ты есть и где
Иккю
реди людей, борющихся со своими зависимос-тями, очень популярна «Молитва Спокойс-твия»:
Боже, даруй мне спокойствие принять то,
чего я не могу изменить,
мужество изменить то, что могу,
и мудрость — всегда отличать одно от другого:.
В этом есть очень большая доля дзэн. Путь Принятия заключается в том, чтобы при¬нимать те вещи, которые невозможно изхменить, — не со смирением, а с радостью. Основные среди этих вещей:
Жизнь Мы сами Наши тела
Тела наших партнеров
То, что станется с этими телами
С помощью диет, упражнений и хирургии мы можем изменить внешний вид наших тел, но мы не можем изменить тот факт, что коль скоро мы живем, то мы будем жить в этих телах, и что со временем они состарятся. Путь Принятия состоит в том, чтобы жить с этими фактами, смотреть в зеркало в любом возрасте и видеть свои улыбающиеся глаза.
Мастер дзэн Хотэй однажды научил Пути При¬нятия, не произнеся ни единого слова.
Хотэя, который был знаменит тем, что повсю-ду носил с собой холщовый мешок, спросили: «В чем смысл дзэн?» В ответ он молча сбросил на землю свой мешок.
Но задавший вопрос не унимался: «В таком слу-чае, в чем реализация дзэн?»
Хотэй перебросил мешок через плечо и продол-жил свой путь.
Элегантностью дзэнского действия Хотэй в пер¬вом случае ответил: что есть, то есть. Прими это. Ты сбрасываешь на землю мешок. Вначале мешок был у тебя на плече, теперь он лежит на земле. Время про¬должает идти вперед. Этот момент никогда больше не повторится. Земля крутится вокруг своей оси и обращается вокруг Солнца. С каждой минутой мы становимся старше. Где-то кто-то занимается лю¬бовью; где-то в другом месте кто-то воюет. Кто-то рождается; кто-то умирает. Все эти вещи представляют собой проявления божественной силы, которая наполняет энергией Вселенную. Это истина, которая лежит в основе любого действия и любой вещи.
Второй ответ Хотэя говорит нам о том, как жить с этой истиной. Подними свой мешок и иди по своим делам. Участвуй в повседневной жизни.
Многие люди путают принятие с фатализмом: «Что будет, то будет; и я ничего не могу с этим сде¬лать». Это косное сознание. Жизнь динамична и из¬менчива, и поэтому, чтобы полностью участвовать в ней, мы тоже должны быть динамичными и измен¬чивыми. Путь Принятия состоит в том, чтобы при¬нимать жизнь такой, как она есть, — но принимать ее. Подобно Хотэю, подберите свой мешок и продол¬жайте идти. Что может быть более обычным? На пути дзэн такое принятие обозначает чудо — чудо быть живым.
Учась принимать жизнь такой, как она есть, мы познаем смысл двух центральных концепций дзэн: несовершенства и непостоянства.
Несовершенство
С точки зрения дзэн, жизнь совершенна в своем несовершенстве. Подобно сексу, она запутанна, слож¬на, возбуждающа — и в конечном счете чудесна. Со всеми своими трудностями жизнь такая, какой ей положено быть. Даже сознавая несовершенство чело¬веческих существ, мы понимаем, что на божествен¬ном уровне все совершенно именно в таком виде, как есть.
С помощью Дзэн-Секса мы переносим это отно¬шение на взаимоотношения. Люди такие, как они есть. Мы можем подтолкнуть их к тому, чтобы они изменили свое поведение, но, в конце концов, только они сами могут изменить себя. А нам следует изме¬нить себя самих и научиться жить с «несовершенс¬твом» других.
Наши средства информации скармливают нам так много картинок красивых людей, живущих кра¬сивой жизнью, что наши собственные жизни по срав¬нению с ними могут показаться неполноценными. Вопреки всякой логике, мы измеряем себя и своих любимых нереальным стандартом. Однако у японцев есть поговорка: Мэйба ни кусэ ари («Даже знаменитая лошадь пахнет»). Вы можете сколько угодно фанта¬зировать о том, насколько прекрасней была бы ваша жизнь, если бы вы могли жениться на кинозвезде или спать с топ-моделью, но ваша мечта отрицает реаль¬ность: даже знаменитости просыпаются по утрам с дурным запахом изо рта и имеют свои проблемы в постели.
Дзэнский разум знает, как увидеть красоту в не¬совершенстве жизни. Если все говорит о Божествен¬ном, то всему присуща красота. Можем мы ее увидеть или нет, это зависит от нашего уровня осознания. Если мы сможем настроиться с помощью дзэн, то мы поймем, что подразумевали мастера, когда говорили: «Красоту можно добыть из уродства». Проникните в самую суть вещей —и вы увидите сияние у ее истока.
Как только мы научимся видеть это внутреннее сияние, значительная доля нашей несчастливости просто испарится. Мы перестанем зацикливаться на своей внешности и внешности своих партнеров; вместо того чтобы видеть недостатки, мы будем не¬плохо себя чувствовать в своей собственной шкуре. Мы видим в своих телах всего лишь сосуды духа и понимаем, что, несмотря на все несовершенство внешней упаковки, источник этой упаковки совер-шенен и божествен. Мы объединяемся не с поверх¬ностью, а с сексуальной энергией, лежащей в основе.
Таким образом, два несовершенных любовника занимаются совершенной любовью.
Непостоянство
Тело неизбежно умрет. Но пока вы обитаете в нем, живите с радостью. Путь Принятия состоит не в том, чтобы принимать смерть, а в том, чтобы при¬нимать жизнь.
В одном-единственном любовном акте мы мо¬жем выйти за рамки физического тела и осознать божественную реальность настоящего момента. Что может сделать человека более живым?
Наш естественный импульс —испытывать страх перед смертью, которая угрожает нашим телам. Мас¬тера дзэн называют этот страх «цеплянием за прах» — материальный прах жизни. Ничто из этого материального мира не уйдет с вами в смерть — ни тело, ни деньги, ни ваша собственность. Все движется от пепла к пеплу и от праха к праху; мы должны
научиться принимать это и посредством дзэн про¬никнуть в более глубокую истину нашего существо¬вания.
В своем эссе под названием «Скелет» Иккю пи¬шет:
Мы являемся в виде скелетов, покрытых кожей, мужчины и женщины, и страстно желаем друг друга. Но когда дыхание угасает, кожа трескается, секс исчезает, и больше нет высокого или низкого. Под кожей человека, которую мы ласкаем и гладим сейчас, нет ничего, кроме набора костей. Подумай¬те об этом—высокие и низкие, старые и молодые, мужчины и женщины, все суть одно... таков мир. Те, кто не поняли непостоянства мира, изумлены и испуганы подобной переменой... Освободите себя от формы и вернитесь к истоку существования.
Мы освобождаемся от формы через любовь, ис¬пользуя тело для преодоления его непостоянства. Мы начинаем видеть свою сущность не как тело, содер¬жащее нашу сексуальную энергию, но как саму сексу¬альную энергию, которая вечна. Наша сущность по¬добна огню. Очень часто мы ошибочно видим себя свечами.
В сердце мы знаем, что полное проявление люб¬ви, той любви, что исходит из самого источника жиз¬ни, продолжает существовать еще долго после того, как тело угаснет. Когда мастер дзэн Рёкан выражал свою любовь монахине Тэйсин, он обещал вечную любовь:
Если твое сердце
Остается неизменным,
То мы будем связаны так тесно,
Как бесконечная лоза,
На многие-многие века.
Переплетитесь со своим любовником, как беско-нечная лоза. Примите друг друга в этот момент и вернитесь к истоку своего существования. В этом — ясность и спокойствие. В этом —любовь.
воскресенье, 14 сентября 2008 г.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)