четверг, 11 сентября 2008 г.

1 путь тела-Путь вхождения

ПУТЬ ВХОЖДЕНИЯ
Нашептывая всю ночь даже в шестьдесят, Я тверд в ней снова и снова.
Иккю
Путь Вхождения известен по дзэнскому изрече-нию — «Войди в форму, выйди из формы». Это изречение имеет много уровней значения.
На одном уровне изречение описывает путь мас¬терства. Оно говорит: когда бы вы ни предприняли что-то новое — живопись, кулинарию, искусство любви, — вначале научитесь основам. Не обязатель¬но знать все сразу. Начните с маленьких шагов и продвигайтесь дальше. Когда вы усвоите правила ху¬дожественной формы, сможете «выйти из формы» и создать свое собственное, индивидуальное выраже¬ние.
В спальне большинство людей входят в мир сек¬суальных переживаний через мастурбацию. Прежде чем мы начинаем заниматься сексом с партнером, мы начинаем заниматься сексом сами с собой. Одиноч¬ные игры знакомят нас с прелестями оргазма и с тем,
как функционируют наши половые органы; они го¬товят нас к более сложному миру любовных игр. Дев¬ственник, занимающийся мастурбацией, может ис¬пытать сотни оргазмов, прежде чем он перейдет к сексу с партнером, и поэтому он может быть сексу¬ально более расслабленным, чем тот, кто никогда не занимался мастурбацией. Для Иккю мастурбация предоставляла ту же возможность для откровения, что и сам секс:
Восьми дюймов, моя любимая вещь;
Если ночью я одинок, я крепко ее обнимаю —
Прекрасная женщина не касалась ее целую
вечность.
В моем фундоси (нижнее белье) заключена целая
вселенная.
С мастурбации мы начинаем учиться заниматься любовью. Идея теперь состоит в том, чтобы «войти в форму» физически, как один партнер входит в друго¬го, а затем «выйти из формы» посредством трансцен¬дентного секса.
Чтобы достичь уровня мастерства в постели, мы должны обратиться к руководствам и видеозаписям, следовать форме других, экспериментировать с раз¬личными позами и техниками. Но конечная цель зак¬лючается в том, чтобы выйти за рамки техник; на¬столько хорошо ими овладеть, что пойти дальше форм и моделей и просто делать то, что для нас естес¬твенно. Забудьте всю информацию, говорит Иккю, и сфокусируйтесь на сути:
Каждый день священники ежеминутно
исследуют Дхарму (дзэнское учение)
И без конца распевают сложные сутры
(молитвы).
Но, прежде чем делать это, они должны
научиться
Читать любовные письма, присланные ветром
и дождем, снегом и луной.
Или он говорит еще более прямо:
Не стесняйся переспать с кем-то — вот
мудрость,
А сидеть и читать молитвы — какая чушь!
Тело обладает своей собственной мудростью. Практикуя формы, мы развиваем эту мудрость точно так же, как танцор или атлет развивают мышечную память, до тех пор, пока не начинаем просто дове¬рять своему телу, не раздумывая. Размышления лишь стоят на пути мудрости тела.
Каждый из нас рожден в теле, и в течение жизни мы учимся его использовать и обживаем его, откры¬вая для себя, что доставляет ему удовольствие и ка¬ким образом оно объединяется с другим телом. Путь Вхождения напоминает нам о том, как на самом осно¬вополагающем уровне мы «входим в форму»:
В форму человеческого тела.
Мы «выходим из формы», когда тело умирает и наш дух высвобождается — или посредством транс¬цендентной реализации, будь то в спокойной меди¬тации или в постели с любимым.
Дзэнская монахиня Тиёно пережила такую реа¬лизацию одной лунной ночью, когда несла бадью с водой, перевязанную бамбуком. Когда бамбук по¬рвался и дно бадьи вывалилось, монахиня пережила вспышку озарения. В стихотворении, которое она на¬писала в ознаменование этого момента, бадья симво-лизирует ее физическое тело:
И так и эдак я пыталась спасти старую бадью, Поскольку полоска бамбука износилась и вот-вот готова была порваться, Пока наконец дно не выпало. Нет больше воды в бадье! Нет больше луны в воде!.
Не цепляйтесь за свое тело, говорит Тиёно. Осво¬боди себя от зго, и пусть твой дух вытекает, как вода. Выйди за рамки тела, которое служит тебе сосудом; возможность сделать это существует всегда и везде, в постели и вне ее.
Помните также, что, входя в этот мир в теле, мы также входим в него через тело —тело нашей матери. Вагина, в которую входят во время секса, — это то же самое отверстие, через которое жизнь входит в мир; место входа одновременно является и местом выхо¬да, а также местом всех начинаний.
Иккю говорит:
Оно изначально имеет рот, но бессловесно; Оно окружено пышным холмом волос. Разумные существа могут полностью потеряться в нем.
Но оно также место рождения всех Будд десяти тысяч миров.
Пусть момент проникновения, когда один лю-бовник физически входит в другого, вернет нас назад к сознанию новичка — и исходной точке нашего тела. Будьте внимательны, не заблудитесь. По Пути Вхож¬дения проследуйте прямо к Истоку.
таре* или занятия любовью — продвижение к прос¬ветлению одно и то же. Выражаясь словами Иккю:
Много троп
Ведет от подноясия горы,
Но на вершине
Мы все созерцаем
Одну и ту же яркую луну.
Просто пробудись для истины; как и где — не имеет значения. Секс предоставляет такую же воз¬можность просветления, как и все остальное.
Многие из нас, ищущие секс, утомленные сексом, стыдящиеся секса, пристрастившиеся к сексу, идут по жизни, не осознавая потенциальной возможности пробудиться и измениться. Но если мы применим принципы дзэнской философии к занятиям лю¬бовью, то придем к пониманию возможностей духов¬ного секса —потенциальной возможности приобще¬ния к трансцендентному. И посредством такого при-общения проявятся неизменные принципы, управляющие Вселенной и нашими жизнями. Мы лицом к лицу столкнемся с истиной Иккю и будем наблюдать ее повседневное действие в спальне и вне ее стен. Таким образом Дзэн-Секс дает жизни ее зна¬чение.
Хочу предупредить, эта книга ни в коем случае не является современной Кама-Сутрой. Она не научит вас древним любовным секретам и упражнениям; здесь вы не найдете подробных описаний сексуальных техник, при помощи которых вы могли бы до¬вести своего партнера до неистовства. Она не отстаи¬вает подход «делай все что угодно, лишь бы это дос¬тавляло тебе удовольствие», но она также и не пропа¬гандирует консерватизм в сексуальном поведении. Это ваше дело — занимаетесь ли вы любовью дваж¬ды в месяц или дважды в день. Ведь Дзэн-Секс — это всего лишь «обыкновенный» секс — но с дзэнским осознанием.
Как выразился легендарный мастер Риндзай (780— 866), истинный дзэн вполне земной, естест¬венный и в нем нет ничего особенного: «Испражняй¬тесь и носите свою одежду, ешьте свою еду и во всем будьте обыкновенными».
Не думайте, что быть обыкновенным сколько-нибудь плохо. Совершенно наоборот. Если мы, как рекомендует дзэн, вглядимся достаточно глубоко в обыкновенное, то обнаружим там нечто совершенно необыкновенное. Жизнь, которая нам была дарована, любовь, которая живет в нас, наша способность чув¬ствовать экстаз и доставлять радость — все это не чуждо Божественному. Очень часто проблема заклю¬чается в том, что мы воспринимаем это все как само собой разумеющееся.
Жизнь может казаться настолько «обыкновен-ной», что наши чувства притупляются. Мы продол¬жаем выискивать какой-то дополнительный стимул в жизни — бокал шампанского, когда все вокруг чис¬тая родниковая вода. Во всем живом циркулирует энергия жизни, которая по природе своей является.

СЕМЬ ПУТЕЙ ТЕЛА

Первоначальное тело должно вернуться в первоначальное место.
Пути Вхождения
Принятия
Прикосновения
Запаха
Глаз
Рта
Крика

ПУТЬ ЗНАКОМОГО

Хоть я и хорошо знаком с мягким телом.
Своей возлюбленной,
Я не могу измерить ее глубину.
Цанъян Гяцо, Шестой Далай Лама
Близкое знакомство (фамильярность) порождает неуважение. Путь Знакомого порождает любовь
Если наэлектризованные первые моменты лю¬бовного приключения начинают со временем уга¬сать, вернитесь к дзэнскому сознанию новичка. В спальне путь близкого знакомства всегда остается связанным с путем открытия.
Никто из нас заранее не знает стиль своего люби¬мого в постели, мы не знаем даже свой собственный стиль. Посредством Пути Открытия мы учимся доставлять удовольствие, опробуем различные идеи, экспериментируем и исследуем. Через некоторое вре¬мя мы уже знаем каждую пору на теле своего люби¬мого, ощущение и вкус его кожи, запах его волос, изгиб плеч, места, которые доставляют наибольшее

удовольствие этому человеку. Мы знаем его фан-тазии и желания — и как удовлетворить их.
Некоторые любовники знают так много, что че¬рез некоторое время им начинает казаться, что они уже все перепробовали. Их сексуальная жизнь идет по наезженной колее, а занятия любовью превраща¬ются в рутину.
Путь Знакомого состоит в том, чтобы достичь этой точки и подняться на новые высоты.
Существует уровень сексуальных взаимоотно¬шений, на который люди могут выйти только после того, как проведут вместе очень много времени — времени, которое нельзя сократить или сжать, време¬ни, которое можно только прожить. Это тот же уро¬вень, которого достигают музыканты, игравшие вместе в течение очень долгого времени и научивши¬еся чувствовать мысли друг друга. Как бы талантливы ни были музыканты по отдельности, ни одна группа музыкантов не будет звучать как настоящий оркестр, если они не будут играть в течение какого-то времени вместе.
На Пути Знакомого каждый из любовников по¬свящает какое-то время обучению другого. Когда вы точно знаете, как и что любит ваш партнер, а ваш партнер точно знает, как и что любите вы, то ваши занятия любовью гарантированно будут успешными.
Это не означает, что каждый раз ваши занятия любовью будут одинаковыми и неизменными. Снова прибегая к музыкальной аналогии, группа, которая долгое время играет вместе, может иметь индивидуальный звук, но при этом исполнять широкий репер¬туар песен. И не все песни исполняются каждую ночь; список меняется в зависимости от настроения мо¬мента. К тому же хорошие песни никогда не стареют. Как бы часто их ни исполняли, они продолжают при¬носить каждый раз новое вознаграждение. Именно это чувство описывал Цанъян Гяцо, когда говорил: Хоть я и хорошо знаком с мягким телом / Своей воз-любленной, /Яне могу измерить ее глубину.
Путь Знакомого состоит в том, чтобы постоянно исследовать эти глубины. Даже если ваш стиль заня¬тий любовью остается одним и тем же, существует бессчетное множество способов заставить знакомое выглядеть новым. Займитесь любовью в новом месте. Займитесь любовью под новую музыку. Займитесь любовью в новое время суток.
Каждый момент новый. Мы никогда не перевеива¬ли его до этого и никогда не переживем снова. Он нам знаком и незнаком в одно и то же время.
Мы несем в себе это ощущение «знакомого не-знакомого» благодаря сознанию новичка. Будда гово¬рит об этом в притче о человеке, спасающемся бегс¬твом от тигра.
В истории, рассказанной Буддой, человек убегал от тигра до тех пор, пока не достиг обрыва. Ухватив¬шись за виноградную лозу и перепрыгнув через край обрыва, человек посмотрел вниз и увидел под собой еще одного тигра. Неожиданно две мыши, одна чер¬ная, а другая белая, принялись грызть лозу.
Вдруг отчаянно цепляющийся за жизнь человек увидел рядом с собой сочную землянику. Он сорвал ее и положил в рот.
«Какой она была сладкой на вкус!» — говорит Будда.
Как много земляники съел в своей жизни этот человек? Через некоторое время она стала настолько ему знакомой, что он перестал осознавать присущую ей сладость. Тем самым Будда учит видеть сочную землянику и наслаждаться ею каждое мгновение.
Мы можем привыкнуть к красоте настолько, что будем воспринимать ее как само собой разумеюще¬еся. Мы игнорируем реальность того, что время го¬нится за нами, как тигр. В это самое мгновение от смерти нас отделяет лишь один-единственный не¬счастный случай. Иссун саки ва ями но ё — говорят японцы («На расстоянии одного дюйма впереди мир погружен во мрак»). Будда просит нас относиться к каждому мгновению одинаково — так, как будто мы висим на краю обрыва, — и хватать эту землянику. Живите такой жизнью, и вы постоянно будете на-слаждаться вкусом своего любимого. Как гласит дзэнская поговорка:
Каждый раз, когда ты видишь это, оно новое.
Эта поговорка выражает центральный принцип японской чайной церемонии, итиго итиэ. В букваль¬ном переводе это выражение означает «один раз, од¬на встреча».
Те, кто практикуют японскую чайную церемо¬нию, или тядо («Путь Чая»), видят в ней модель всех человеческих взаимоотношений, романтических и наоборот. Каждая чайная встреча представляет собой уникальный момент времени, который никогда больше не повторится. Даже если те же самые люди соберутся в следующий раз и повторят ту же самую чайную церемонию, они будут занимать другой мо¬мент времени. В дзэн существует только сейчас. Прошлое —это прошлое, будущее — иллюзия. Толь¬ко этот момент предоставляет возможность просвет¬ления.

Дух итиго итиэ заключается в том, чтобы пережить эту ночь любви в данный момент во всей ее полноте. Не имеет зна¬чения, насколько мы знакомы друг с дру¬гом, с нашим окружением, нам не может все это наскучить, если мы на самом деле находимся в полноте внимания. Поблаго¬дарите своего любимого за тот комфорт, который вы испытываете оттого, что он спит с вами рядом. Обращайте внимание на мгновение, говорят мастера чая, по¬скольку оно не будет длиться вечно.
Никто из нас не знает, сколько ему отпущено на этой земле. И тем не менее очень многие из нас живут так, как будто у нас избыток времени. Мы испытыва¬ем самодовольство, ошибочно принимая знакомое за постоянное. Мы думаем, что ничто никогда не изме¬нится. Хотя дзэн говорит:
Сидишь неподвижно, ничего не происходит— веша наступает, трава вырастает.
Заглядывайте под поверхность вещей; чувствуй¬те энергию, которая заставляет траву расти у вас под ногами. Это та же самая энергия, которую мы прояв¬ляем через секс, через само наше существование. Как может знакомство с этой энергией вызвать неуваже¬ние? Мы должны страстно желать такого близкого знакомства.
Когда мы живем с идеей итиго итиэ, мы живем в духе этой энергии, любя жизнь и любовь, беря мак¬симум каждый раз, когда занимаемся любовью. Как бы знаком нам ни был наш любимый, каждую ночь в спальне мы должны относиться к нему по-особенно¬му. Мы не ждем, пока нам поставят диагноз смертель¬ной болезни, чтобы начать наслаждаться поцелуем своих любимых. Мы делаем это сейчас. А если придет завтра, сделаем это еще раз.
Если мы будем жить с отношением «один раз, одна встреча», то нам никогда не придется задавать вопрос «Куда ушло время?». Мы будем знать.
Оно ушло на занятия любовью.

путь

Просветление наступает в результате неожиданного переживания.
Хуэй-нэн (638—713)

Независимо от того, подбрасываете вы своему любовнику в карман сексуальный снимок, сде¬ланный полароидом, или оставляете эротическое со¬общение на его автоответчике, у Пути Удивления есть две стороны: удивлять и быть удивленным.
Для того чтобы удивить кого-то, требуется все заранее обдумать — размышление в этот момент о моменте, который должен наступить. Быть удивлен¬ным — это значит быть застигнутым врасплох. С любой стороны существует решающий момент, и в этом моменте заключена возможность пробуждения.
Дзэнская литература изобилует историями о мастерах, выкидывающих сюрпризы в попытке вы¬вести сознание своих учеников на более высокий уро¬вень. Одна такая история рассказывает о Токусане (781 — 867), который в молодые годы обучался у мас¬тера Рютана.
Как-то уже под утро Рютан сказал: «Ночь стареет. Почему ты не идешь отдыхать?»
Когда Токусан поклонился и открыл дверь, что¬бы уйти, он сказал: «На улице темно».
Рютан протянул Токусану зажженную свечу. В тот момент, когда Токусан взял ее в руки, учитель неожиданно задул ее.
Б момент удивления сознание Токусана раскры¬лось.
В Пути Удивления есть ключевой момент: Удив¬ление должно идти на пользу тону, кого вы хотите удивить. Часто мы планируем сюрпризы для собс¬твенного развлечения, мы хотим увидеть испуганный взгляд любовника в момент смятения. Но истинный Путь Удивления заключается в том, чтобы все свои мысли обратить к своему любимому — знать, чего он хочет или что ему нравится, и дать ему это с любовью. Делая это, мы возвышаем свой собственный дух и повышаем свое возбуждение. Мы осознаем рутину своей жизни и предпринимаем нечто для того, чтобы разрушить ее и тем самым сделать более высоким свое осознание любви.
Всякий раз, когда мы получаем сюрпризы, возни¬кает возможность проверить свою реакцию — уз¬нать, где наше сердце и голова. В жизни всегда проис¬ходят вещи, которые застают нас врасплох,—незави¬симо от того, делаются они намеренно или наоборот. То, как мы реагируем без всяких предупреждений и подготовки, дает нам возможность увидеть себя та¬кими, каковы мы есть на самом деле.
Известная дзэнская история иллюстрирует этот момент. Речь в ней идет о старой китаянке, которая поддерживала монаха более двадцати лет. Монахи часто получали бесплатно жилье и еду у городских жителей, которые верили в то, что если хотя бы один монах станет просветленным, то от этого выиграет все человечество.
В связи с этим женщина стала интересоваться успехами монаха. Чтобы выяснить, насколько он преуспел, она прибегла к помощи девушки, «бо-гатой желанием».
«Подойди и обними его, — сказала она девуш-ке, — а затем неожиданно спроси: "Что теперь?"»
Девушка подошла к монаху и без лишних разго¬воров стала ласкать его, спрашивая, что он соби¬рается теперь делать.
«Старое дерево растет зимой на холодной скале, —ответил монах в несколько поэтическом ключе. — Нигде нет никакого тепла».
Девушка вернулась и пересказала то, что он ей сказал.
«Подумать только, я кормила этого парня двадцать лет! — воскликнула женщина со злостью. —А он не проявил заботы к твоим нуж¬дам, не потрудился понять твое положение. Ко¬нечно, ему не следовало отвечать на страсть, но, по меньшей мере, он должен был проявить хоть немного сострадания».
После этого она сразу же пошла к хижине монаха и сожгла ее.
Сказать, что секс не имеет ничего общего с дзэн, — это все равно что сказать, что секс противо¬естествен. Ничто не может быть дальше от истины. Путь дзэн состоит в том, чтобы позволить природе выразить себя посредством всех наших действий, ка¬кими бы они ни были, — так же естественно, как вишня расцветает весной.
Религиозные адепты иногда отказываются от секса, видя в нем земное желание, которое следует преодолеть, и дзэнские монахи не являются исключе¬нием. Эти монахи, как правило дзэн-буддийские, формализовали подход к дзэн, использовав буддийс¬кую систему ограничений и правил. Уходя в монас¬тырь, они принимают строгий обет аскетизма как средство самосовершенствования. Но «чистый» дззн осуждает привязанность к религиозной ортодоксаль¬ности или любые схоластические поиски просветле¬ния. Один из наиболее почитаемых мастеров дзэн, Иккю Содзюн (1394—1481), высмеивал правила мо¬настырей и их крайности в самоотречении. В одном стихотворении за другим он восхвалял вино и физи¬ческую любовь, утехи с любовницами и постоянные походы в бордель. Вот один из знаменитых образцов его поэзии:
Десять дней
В монастыре
Сделали меня беспокойным.
Красная нить
На моей ноге
Длинна и неразрывна.
Если однажды
Ты будешь меня искать,
Спроси обо мне
У торговцев рыбой,
В таверне,
Или в борделе.
Для Иккю разрыв взаимоотношений между мужчиной и женщиной ради достижения просветле¬ния не имел смысла. В его философии «дзэна красной нити» секс углублял переживание просветления. Он говорил, что никто не может войти в этот мир, не будучи рожденным мужчиной и женщиной; мы с рождения связаны с сексом «красной нитью» крови. Дальше и дальше назад уходит эта красная нить, длинная и неразрывная, к истоку всего сущего. Мы «сотворены» из секса. Этот факт нужно принять, а не избегать его, говорил Иккю. Он открыто носил мона¬шескую одежду в увеселительных кварталах, чтобы подчеркнуть духовную природу своих действий: Я, кого провозгласили генералом Дзэн, Смакую жизнь и наслаждаюсь сексом во всей полноте!
Каждое мгновение, независимо от того, прово¬дим мы его в занятиях сексом или медитацией, пре¬доставляет нам возможность дзэнской реализации. Пусть любая вещь станет вашим источником погло¬щенности, поскольку дзэн распространяется на все вещи и в любое время. Не важно, как вы придете к дзэн — через стрельбу из лука, ремонт мотоциклов, аранжировку цветов, воинские искусства, игру на газоне.
Удивление раскрыло истинную природу монаха. Двадцать лет медитаций не смогли вселить сострада¬ние в его сердце — единственное мерило прогресса в практике. В решающий момент, когда не было вре-мени на раздумья, он провалил свой экзамен.
Б своем комментарии к этой истории индийский гуру Ошо сказал, что у монаха было три возмож¬ности:
«Если в течение двадцати лет он не прикасался к женщине, то первая возможность заключалась в том, что он мог поддаться искушению, стать жертвой, забыть все о своих медитациях и занять¬ся с девушкой любовью. Вторая возможность — остаться холодным, сохранить контроль и не про¬явить никакого сострадания к девушке. Он прос¬то жестко сдерживал себя, чтобы не поддаться искушению. И третья возможность: если бы ме¬дитации достигли своей цели, то он был бы полон любви, понимания, сострадания и попытался бы понять эту девушку и помочь ей. Она была всего лишь проверкой этих возможностей.
Если бы он прибег к первой возможности, то все медитации оказались бы просто тратой време¬ни. Если бы он воспользовался второй возмож¬ностью, то он просто удовлетворял бы простым критериям монаха, но не удовлетворял бы крите¬риям настоящего человека медитации... человек сострадания всегда думает о тебе, о твоих потреб¬ностях. Он остался холодным и сосредоточенным на себе. Он сказал только о себе — «Старое дерево растет зимой на холодной скале — нигде нет ни¬какого тепла». Он не проронил ни единого слова
о женщине. Он даже не спросил: «Зачем ты приш¬ла? Что тебе нужно? И почему ты выбрала меня из всего этого множества людей? Сядь...» Любовь всегда думает о других; эго думает только о себе. Любовь всегда проявляет заботу, эго никогда. Эго разговаривает на одном-единственном языке: языке Я. Эго всегда использует других; любовь готова к тому, чтобы ее использовали, любовь готова служить». В своем комментарии к этой истории о монахе
Иккю говорит, что его реакция была бы значительно
менее холодной:
Старая женщина обладала достаточно
большим сердцем,
Чтобы обвенчать монаха и девушку.
Если бы сегодня красавица обняла меня,
Моя увядшая сливовая ветвь дала бы новый
побег!
Как гласит поговорка, жизнь полна сюрпризов. Пусть они напоминают вам, что вы еще живы — и полны любви.

ПУТЬ ПРЕДЧУВСТВИЯ

Ни днем, ни ночью я не могу выбросить тебя из своих мыслей;
В темноте, в пустой постели, желание усиливается. Я вижу во сне, как мы сплетаем руки и обмениваемся словами любви.
Иккю

Второе после занятий сексом — это ожидание секса. Путь Предчувствия заключается в том, чтобы наслаждаться напряжением, связанным с под¬готовкой к сексу. Прочувствуйте остроту момента, но оставайтесь расслабленным. «Мое стремление к тебе удерживает меня в этом мгновении», — сказал зага¬дочный суфийский поэт Руми (1207—1273). Сделай¬те глубокий, длинный вдох и насладитесь ощуще¬нием.
Когда бы вы ни почувствовали, что не можете дождаться секса, — ждите. Пусть момент придет сам, не надо врываться в него. Всегда полезно немного сбавлять темп внутри, что бы мы ни делали и каким бы ни был повод. Когда мы спешим, мы теряем чувс¬тво самоконтроля. Когда мы расслабляемся, мы восстанавливаем его. Вместе с контролем приходит ощу¬щение уверенности, а уверенность — сексуальна.
Те, кто слишком увлечены «деланием этого», не¬избежно упускают подготовительный этап. Они слишком много думают о том, что они хотят делать, а не о том, что они делают. Им не удается увидеть всей прелести подготовки к этому.
Дззнская притча о молодом мастере фехтования предостерегает от подобного рода чрезмерного рве¬ния. Молодого фехтовальщика, Матадзюро Ягю, отец послал учиться к мастеру Бандзо.
«Если я буду упорно заниматься, сколько лет миг понадобится, чтобы стать мастером?» — спро¬сил Матадзюро.
«Десять лет», — сказал Бандзо.
«А если я буду работать еще интенсивней, — спросил ученик, — сколько мне понадобится?»
Бандзо ответил, что, приблизительно, трид-цать лет.
«Это почему?—спросил Матадзюро. —Внача-ле вы сказали десять лет, а теперь говорите трид¬цать. Я пройду через любые трудности, чтобы овладеть этим искусством в более короткий срок».
«Ну, — сказал Бандзо, — в таком случае тебе придется оставаться со мной семьдесят лет. Че-ловек, который так торопится достичь резуль-татов, редко учится быстро».
Урок Бандзо в равной степени относится и к спальне. Многие молодые люди, например, так страстно стремятся потерять свою девственность,что спешат заняться сексом гораздо раньше, чем они к этому готовы. Даже многие зрелые люди соверша¬ют эту ошибку, начиная спать вместе до того, как эмоционально подготовятся к сексуальным взаимо¬отношениям. Поступая таким образом, они завязы¬вают отношения не с тем человеком или уничтожают возможность более продолжительного романа, ста¬новясь слишком серьезными слишком быстро. «Обуздай поспешность», —говорит мастер дзэн. Пи¬сатель Джо Хаймс, автор книги «Дзэн в боевых искус-ствах», описывает, как он выучил этот урок, встре¬тившись с мастером Бон Су Хан ем. Они оба пили чай, когда принесли письмо от семьи учителя, оставшейся в Корее. Хаймс пишет;
Зная, с каким нетерпением он ждал этого пись-ма, я прервал наш разговор, полагая, что он вскро-ет конверт и тут же быстро прочтет письмо. Но вместо этого он отложил письмо в сторону, повер¬нулся ко мне и продолжил беседу.
На следующий день я отметил его самоконт-роль, сказав, что я бы прочел письмо сразу же.
«Я сделал то же самое, что я сделал бы, если бы был один, — сказал он. — Я отложил письмо в сторону до тех пор, пока не поборол поспешность. Затем я открыл его так, как будто это была некая драгоценность».
Я поразмыслил несколько мгновений над этим комментарием, зная, что в этом кроется какой-то урок. В конце концов я сказал, что не понимаю, к чему ведет такое терпение.
«Оно ведет вот к чему, — сказал Мастер. — Те, кто проявляют терпение в обычных житейских делах и контролируют себя, когда-нибудь обретут ту же способность и в более значительных вещах».
Путь Предчувствия заключается в том, чтобы чувствовать остроту момента и в то же время оста¬ваться терпеливым. В этот период сексуального воз¬буждения, как раз перед тем, как заняться любовью, обуздайте свою поспешность; а затем прикоснитесь к своему любимому так, как будто вы прикасаетесь к чему-то очень драгоценному. Если вы будете забегать слишком далеко, то это приведет к суете в действиях.
Даже занимаясь любовью и приближаясь к куль¬минационной точке, вы должны оставаться до опре¬деленной степени расслабленным. Как говорит Шес¬той Дал аи Лама Цанъян Гяцо:
Аромат земной весны бьет ключом С тех пор как я встретил свою любовь Тело и разум стали расслабленными.
Путь Предчувствия состоит в том, чтобы оста¬ваться расслабленным, даже если сердце бешено бьется в груди. Расслабленный дух играет с напряже¬нием, которое предшествует точке оргазма, отступа¬ет и нарастает снова и снова, в соответствии с настро¬ением. Потеряйте себя в этой игре, дайте моменту полностью поглотить себя. Занимаясь любовью, не нужно торопиться к завершению. Как говорит Иккю:
Поразительно, как много часов мы проводим во «сне» (занимаясь любовью).
Подобно бабочкам, мы бесконечно играем Слышишь} Прозвонил колокол. Что это? Полдень иль полночь?
Когда теряется всякое представление о времени, когда мы перестаем осознавать, полночь уже или полдень, то никакого смысла спешить нет. Что, одна¬ко, не означает, что подготовка к занятиям любовью всякий раз должна быть долгой и продолжительной. В хорошо сбалансированных сексуальных взаимоот¬ношениях «быстрый секс» служит для смены темпа. Но даже в этом случае следует знать разницу между быстротой и спешкой. Ощущение спешки возникает от недостатка времени. Когда мы чувствуем, что вре¬мя нас поджимает, мы лишь частично присутствуем со своим любовником; наше сознание находится где-то в другом месте, наблюдая за часами, мысленно пробегая список вещей, которые необходимо еще сделать. При хорошем «быстром сексе» не возникает ощущения спешки, он происходит в этот момент.
Когда все закончилось, продлите ощущение, да¬же если вы уже застегнули одежду и присоединились к остальным участникам вечеринки. Перенесите Путь Предчувствия на завершающие игры — эти послеоргазменные моменты близости и ласки, — поскольку эти моменты углубляют переживания, че¬рез которые вы только что прошли со своим любов¬ником.