Аромат ее нарцисса заставляет бутон раскрываться,
Скрепляя наш любовный договор.
Нежное благоухание цветка эроса,
Водяная нимфа, она затягивает меня
в любовную игру,
Ночь за ночью, возле изумрудного моря, под лазурным
небом.
Иккю
П
уть Запаха выходит за рамки слов. Его можно узнать, только живя и дыша.
Когда определенные запахи попадают в нос, мы узнаем их моментально:
Запах одежды любовника.
Запах его волос.
Часами, после того как человек ушел, запах его подушки может успокаивать нас одинокой ночью.
Попытайтесь описать кому-то эти запахи, и вы увидите несостоятельность слов. Мы можем расска¬зать о чертах своих любовников, и наши друзья смо¬гут живо себе их представить — рост, вес, цвет волос, цвет глаз, телосложение; мы также можем передать сексуальной жизненной силой. Мы все были рожде¬ны из нее; мы все проявляем ее.
Чем более точно мы настроены на эту «обыкно¬венную» энергию, тем больше мы начинаем восхи¬щаться ее размахом и ее чудесами, тем больше начи¬наем ее чувствовать и проявлять в своей жизни и в своих занятиях любозью.
Задача, которую ставит дзэн, состоит в том, что¬бы стать настолько поглощенным, что чувствовать эту энергию каждое мгновение. С точки зрения дзэн, все может стать источником медитации, возмож¬ностью потерять себя в поглощенности — будь то молитва или, как предпочитал Иккю, постельные уте¬хи со своей любовницей. Как он писал:
Осенний бриз одной-единственной ночи любви
лучше,
чем сотня тысяч лет бесплодной сидячей
медитации.
Таким образом, ошеломительность Дзэн-Секса не в обещании научить испытывать супероргазм, а в его потенциальной возможности прочистить наши мозги — изменить наш взгляд на самих себя, на наши занятия любовью и на мир вообще. Лучшим сексом его делает не возможность реализовать все наши фантазии, а скорее его способность настолько глубо¬ко поглотить нас, что мы забудем обо всех своих мыслях и почувствуем совершенство Божественной Любви.
Мы приходим к этой истине посредством Пути Занятий Любовью. Путь Занятий Любовью берет теже трансцендентные принципы, что и все остальные дззнские виды искусства, и применяет их к сексу. Этот Путь доступен каждому — мужчине или жен¬щине, молодому или старому, женатому или холосто¬му, гомосексуалу или гетеросексуалу. Он не требует партнера, который оставался бы с вами на протя¬жении всей вашей жизни. Он может возникать где угодно, когда угодно и с кем угодно, поскольку исти¬на дзэн доступна в любое время —любому, кто готов его практиковать. Важно осознать, что истина касает-ся лишь конкретной личности — Вас.
Никакие слова не смогут научить вас заниматься любовью; они могут лишь указать вам направление. Настоящее обучение будет касаться лишь только вас, поскольку Дзэн-Секс весь заключается в действии. Как гласит дзэнское изречение: «Дорогам нельзя нау¬чить, их можно только пройти».
Исходя из целей этой книги, я разбил Путь Заня¬тий Любовью на три части: сознание, тело и дух. Каж¬дую из них можно обозначить отдельным симво¬лом — геометрическими фигурами квадрата, треу¬гольника и круга. Использование этих фигур основано на классическом рисунке дзэнского мастера Сэнгая Гибока (1751— 1837), чьи изначальные Круг, Треугольник и Квадрат вызывают к жизни вечные таинства дзэн. И хотя Сэнгай никогда не объяснял значения своего рисунка, Дзэн-Секс использует его символику для обозначения трех аспектов Пути За¬нятий Любовью.
Звук их голосов, но как нам описать их запах? Как «чистый»? «Опьяняющий»? Мы можем быть более конкретными, если назовем определенные духи или одеколон, но даже в этом случае, как мы можем объяснить, как пахнет Шанель №5 тому, кто не зна¬ком с этими духами.
Неадекватность слов в царстве запахов идеально подходит для дзэн. Дзэн не отрицает слова, но четко ограничивает их использование. «Слова —это туман, сквозь который человек должен что-то увидеть» — гласит дзэнская поговорка. Фактически любой, кто попытается словами определить дзэн, будет сочтен глупцом. Как однажды Верховный Судья Соединен¬ных Штатов выразился о непристойности: «Я не могу определить ее, но я узнаю ее, когда вижу». То же самое и с дзэн. Дзэн просто есть. Мы называем его «дзэн» только для того, чтобы дать ему имя, но имя ничего не означает; оно ничего не описывает, поскольку дзэн нельзя познать посредством слов.
Ограниченность слов привела Иккю вот к чему:
Очень легко разглагольствовать о дзэн —
я лучше помолчу
И весь день буду заниматься любовными играми.
Как и сам дзэн, Путь Запаха заключается в том, чтобы ощущать мир непосредственно, без слов. Дзэнское осознание приходит в результате прямого, моментального ощущения мира, наступающего прежде, чем наши мысли запутаются в словах.
Вот почему учение дзэн так полагается на пара¬доксы. Оно сознательно использует слова друг против друга, чтобы очистить сознание от став и вернуть его к непосредственному, бессловесному восприя¬тию.
Однажды мастер дзэн Дзёсю (778—897) работал в саду, и один монах попросил его разъяснить ему сущность дзэн.
«Кипарисовое дерево в саду», — последовал ответ.
Ответ Дзёсю на поверхности выглядит бессмыс¬ленным. Но его слова передавались из поколения в поколение как ключ к просветлению. Они были ре¬зультатом его прямого восприятия мира, не опосре¬дованного интеллектом. Для него это был единствен¬ный способ использовать слова для описания неопи¬суемого.
Комментируя урок Дзёсю, дзэнский мастер Му-мон (1183— 1260) говорит:
Слова не могут описать все. Откровение сердца не может быть передано словами.
Если кто-то воспринимает слова буквально, то он заблудится,
Если он пытается объяснять все словами, он не достигнет просветления в этой жизни.
Посредством Пути Запаха мы обнаруживаем это самое место, где нет слов, используя свое обоняние для ощущения повседневного неописуемого. С каж¬дым вдохом возникает новая возможность просвет¬ления.
Б запахе своей любимой Иккю обнаружил уни¬версальную истину:
и ночи раскачиваются внутри тебя обоняя твой аромат — в этом все Вдыхайте сущность своего любимого и не позво¬ляйте словам вторгаться в свое сознание. И тогда, когда кто-то попросит вас описать запах, вы сможете, не задумываясь, ответить, как сделал это Дзёсю: Любовник в спальне.
понедельник, 15 сентября 2008 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий