понедельник, 22 сентября 2008 г.

Путь глаз


Поверь в мужчину, смотрящего на тебя сейчас прост прикрой глаза и почувствуй глубокую любовь
Иккю

Путь Глаз познается через то, что они видят, и то, что они показывают.

То, что они видят, — это свет.

То, что они показывают, — это дух.

В конечном счете это одно и то же.

Мы склонны смотреть на мир с точки зрения разделения — кто-то «здесь» смотрит на мир «там». В реальности же мы всегда отделены, но и являемся частью гораздо большего мира, который нас окружа­ет. Жить в дзэн означает осознавать двойственность своего положения.

Глядя на мир, наши глаза, на самом основном уровне, представляют собой сенсоры света — органы, реагирующие на электромагнитное излучение, кото­рое стимулирует нашу центральную нервную систе­му. Именно свет позволяет нам обнаружить своего любовника в толпе, смотреть друг на друга без одежды или, как описывал Иккю, наслаждаться приятным видом партнера:

в ванне она мылась, растирая лицо и тело в ванне я брызгал на себя водой, наслаждаясь ее телом

Глаз инстинктивно притягивается ко всему, что он находит сексуальным. В природе мужские и женс­кие особи разных видов для демонстрации своей сексуальности используют различные зрительные сигналы — от ярко-оранжевых плавников гуппи и пышного оперения павлинов до джинсов, плотно об­тягивающих человеческое тело. Мы реагируем на них на чисто животном уровне.

Наши зрачки бессознательно расширяются, ког­да мы сексуально возбуждены. Исследователи обна­ружили, что мужчины, когда их попросили оценить степень привлекательности женщин, изображенных на серии фотографий, находили более привлекатель­ными женщин с расширенными зрачками. В ответ зрачки мужчин расширялись почти на 30 процентов. Словно, когда мы видим что-то сексуальное, глаз хо­чет впустить как можно больше этого великолепного света.

Как писал поэт-трубадур Гиро де Борнейл:

Глаза разведчики сердца,

Глаза уходят в разведку

За тем, обладание чем удовлетворило бы сердце.

Но слишком часто нас слишком занимает внеш­ний вид.
Путь Глаз заключается в том, чтобы смот
реть вглубь и видеть сущность вещей. Наши зрачки могут расширяться при виде чего-то сексуального, но, как человеческие существа, мы обладаем способ­ностью задумываться над тем, что мы видим. Во мно­гих случаях наше видение — это больше «смотрение на», чем действительное видение, говорит Фредерик Франк, автор книги «Дзэнское видение, дзэнское рисо­вание»:

Простое смотрение на окружающий нас мир очень сильно отличается от видения. Любая кош­ка или любой крокодил может смотреть на вещи и существа, но только люди обладают способ­ностью видеть. И хотя многие из нас под беспрес­танной бомбардировкой фотографическими и электронными картинками, которой мы подвер­гаемся ежедневно, утратили этот дар видения, мы можем научиться ему заново, а также научиться воспроизводить снова и снова акт видения предме­тов в первый раз всякий раз, когда мы на них смот­рим.

Неспособность действительно видеть друг друга ведет в сексуальных взаимоотношениях прямо к боли.

«Когда мужчина смотрит на женщину и видит только кого-то, с кем неплохо было бы отпра­виться в постель,

—говорит Исследователь мифо­логии Джозеф Кэмпбелл,

— он видит ее лишь как возможность удовлетворения своей потребности, а совсем не как женщину. Это все равно что смот­реть на корову и думать о ростбифе».


В конечном счете эта неспособность является слепотой к Божественному, присущему всем вещам. Когда мы неправильно обращаемся с природой или людьми, мы оказываемся неспособными увидеть Свет за светом.


Путь Глаз состоит в том, чтобы увидеть этот Великий Свет, всеобщее духовное свечение. Медити­руйте над тем, что у вас перед глазами; погрузитесь в это. Выражаясь словами Джеймса Джойса: «Любой предмет, если над ним интенсивно размышлять, мо­жет оказаться вратами к вечности богов».

«Смотри на все, пока видят твои глаза, — гово­рит Иккю, — на этот стол, на эти стены, на эту воображаемую страницу.

Делай это до тех пор, пока не узнаешь, кто смотрит, — не «ты», заключенный в панцирь своего эго, но исток самого тебя. Это тот же самый дух, что и дух Света. Это истинное значение изречения "Глаза — зеркало души"».

Мы, все мы, представляем собой божественный дух, который смотрит на самого себя в гигантское зеркало.

Как писал Иккю:

зеркало смотрит в зеркало никуда больше

Простой акт отражения дает смысл человеческо­му существованию. Томас Берри, изучающий миро­вые религии, говорит, что наше отражение — это первичный вклад людей во Вселенную:

Мы даем Вселенной возможность отразить себя и в каком-то смысле улыбнуться и насладиться собой. В то время как Вселенная активирует себя в каждой своей части, особое назначение человека в том, чтобы дать ей возможность отразить себя в особом режиме доступного для понимания само­осознания, насладиться самой собой и прославить себя в свете непостижимого таинства, которое проявляется во всем.

Теперь взгляните в глаза своему любимому и увидьте свое собственное отражение. И когда ваши зрачки расширятся в радужной оболочке, круги уве­личатся в кругах, спросите себя:

Кто на кого смотрит?

Комментариев нет: