В твоей спальне эмоции для потока стихов.
Среди цветов мы блаженно поем и танцуем,
Резвимся как мандаринские утки —
Наша любовная игра воспаряет к невообразимым
высотам.
Иккю
Инь-янский принцип напряжения и освобождения лежит в основе любого драматического искусства. Искусство любви в данном случае не являет¬ся исключением. Играйте с Инь и Ян и наращивайте это сексуальное напряжение до переломной точки. Когда придет момент:
Освобождайте.
Хороший секс — это абсолютное освобождение от запретов и смущения и полное погружение в разгар момента. В дзэн любая привязанность должна исчезнуть — привязанность к эго, личности, телу, собственности, этому миру, даже самой жизни. Все это символизируется моментом оргазма, когда оба любовника освобождаются и переживают чувство трансцендентности. Посредством Пути Освобожде¬ния мы осознаем наличие Божественной силы внутри нас и какое-то время видим свою смертность и бес¬смертие в одно и то же время.
Освободитесь от самой идеи достижения оргазма. Секс не должен быть ориентирован на достижение какой-либо цели. Ученики дзэн, которые практикуют, чтобы достичь трансцендентности, обнаруживают, что само их фокусирование на трансцендентности не дает им достичь ее. Это все равно что стремиться к счастью как к цели.
Счастье — это не конец; это побочный продукт хорошо прожитой жизни. Значение имеет только процесс — Путь. «Практика — сама по себе уже просветление», —говорят мастера. Что получится, то получится. Просто делайте, и пусть оно придет.
Французы называют оргазм le petit mart — «маленькой смертью». В этом смысле всякое сексуальное освобождение становится ощущением великого Срединного Пути между жизнью и смертью. Наша конечная смерть скрыта в каждом половом акте, поскольку мы делаем еще один шаг к могиле, но это также и потенциальная возможность новой жизни, возникающая благодаря порождению и возможности просветления.
Как говорит Иккю:
Ученики Риндзая так никогда и не постигли
откровения дзэн,
Но я, Слепой Осел, знаю истину.
Любовная игра может сделать тебя
бессмертным.
Путь к этому бессмертию лежит через освобождение — или, на языке дзэн, через «опустошение». Опорожните свою чашку, —говорят мастера, —полностью. Не цепляйтесь за вещи. Дзэнская мудрость изобилует уроками об освобождении.
Одна из самых известных историй рассказывает о случае, произошедшем с дзэнским мастером Танд-заном и его учеником Экидо.
Однажды дождливым днем двое мужчин повстречали прекрасную девушку, которая никак не могла перейти грязную дорогу. «Позвольте мне», — сказал Тандзан. Без малейших колебаний он взял девушку на руки и перенес ее через улицу.
Экидо начал размышлять. Этим же вечером он подошел к мастеру и сказал: «Как монахи, мы приняли строгий обет аскетизма. Нам нельзя прикасаться к противоположному полу.
Как вы могли взять на руки женщину?!»
«Я оставил женщину на противоположной сто¬роне дороги, — сказал Тандзан. — А ты что, по-прежнему несешь ее?»
С точки зрения Тандзана Экидо не удалось освободиться в нескольких отношениях. Он строго придерживался правил и ограничений своей практики, позволяя им регулировать свои действия, вместо тоон.
—Мечта о будуаре молоденькой девушки; вот моя природа». Игнорируя строгость своего времени, он стремился выйти за рамки институционального дзэна и открыть истину в реальном мире баров и веселых кварталов:
эти старые коаны — бессмысленны, они всего лишь способы подделать добродетель
эта великолепная молодая проститутка носит шелковые одеянья, что приспущены примерно на дюйм
Здесь в этом дюйме заключен его коан. Вид прекрасной куртизанки, ее непристойно открытое кимоно могли привести Иккю к медитации такой же глубокой, как и хлопок одной ладони: в чем источник этого возбуждения? Почему у меня возникает сексуальное желание? Каким образом вожделение раскрывает конечную истину? Согласно дзэ-ну Иккю, чем больше мы углубляемся в эти вопросы, тем ближе мы к постижению божественной энергии, проявляющейся во всех вещах и во всех действиях.
Согласно дзэнской легенде, Иккю впервые достиг просветления, услышав пронзительное карканье вороны.
В последующие годы, когда он начал заниматься сексом и вращаться в «обычном» мире, он писал:
воронье карканье было отменно, но одна ночь с восхитительной проституткой раскрыла мудрость более глубокую, чем та, о которой
говорила птица
Отказ Иккю отречься от секса до сих пор вызывает споры. Строгость монашеского дзэна запрещает «нецеломудрие». А сам Будда учил, что просветление требует безбрачия. Будда предупреждал, что тот, кто поддастся желанию, рискует переродиться в аду. Но Иккю считал, что необходимо выйти даже за рамки правил Будды. «Кому нужен буддизм окостеневших мастеров?» — спрашивал он. Однажды, отведав блюда, приготовленного из свежего осьминога (запрещенного правилами дзэн), он заметил: «Вкус моря просто божествен! Прости Будда, это еще одна заповедь, которой я просто не в состоянии следовать». Он отвергал любого рода конформизм и осыпал презрением и издевательствами тех, кто верил в «количественный» подход к просветлению:
Слепо следуй правилу безбрачия — и будешь всего лишь ослом.
Нарушь его — и станешь всего лишь человеком.
Дух дзэн проявляется способами бесчисленными,
как песчинки Ганга.
Каждый новорожденный —это плод брачной
связи.
Сколько миллиардов лет эти тайные цветы расцветали и увядали?
С молодой красавицей я занят жаркой любовной
игрой;
Мы сидим в павильоне, девушка для развлечений
и этот дзэнский монах.
Я в упоении от объятий и поцелуев что бы направлять их. Красивая женщина завладела его умом. И он не смог освободиться от своей злости по отношению к своему учителю. Тем временем Тандзан действовал естественно и спонтанно, следуя течению жизни. На его пути дзэн появилась женщина, которая не могла сама перейти через дорогу, и он помог ей. Когда он опустил ее на землю, то продолжил свой путь.
Подобно Иккю Безумному Облаку, Тандзан вышел за рамки правил своего положе¬ния и, сделав это, остался верен их смыслу. Он знал, как и когда освободиться.
Слишком многие из нас цепляются в жизни за вещи, которые не дают нам расти, —постылую работу, любовь без взаимности, холостяцкую жизнь, — когда время приходит освободиться и двигаться дальше. Мы цепляемся за положения в жизни, как за ценную собственность.
«Жить в мире и при этом не создавать привязанностей к праху этого мира — вот образ жизни настоящего ученика дзэн», — говорит мастер Дзэнтэцу.
Это гораздо легче сказать, чем сделать, даже на самом высоком уровне дзэн.
Под конец своей жизни Иккю сказал, что он просто не может освободиться от своих сексуальных аппетитов:
Слишком сложно прекратить думать о чистом
сексе;
Хоть мои волосы и убелены сединами, желания по-прежнему поют в моем теле.
Я не могу контролировать все «сорняки», что растут в моем саду.
И тем не менее дзэнское учение предостерегает тех учителей, у которых есть привязанности. Диалог, произошедший между мастером Му-наном (1602— 1676) и его учеником Сёдзю (1642— 1721), демонстрирует, как должна выглядеть практика дзэн до самого последнего шага в этой жизни;
Пребывая на смертном ложе, Му-нан позвал Сёдзю к себе в комнату. «Вот книга, — сказал он своему ученику. — Она передавалась от мастера к мастеру в течение семи поколений. Я тоже добавил $ нее многое, исходя из своего понимания. Эта книга очень ценна, и я отдаю ее тебе, что означает, что ты становишься преемником».
«Если эта книга такая важная, то лучше пусть она останется у вас», — сказал Сёдзю. Но мастер настаивал и вложил ее ему в руки.
Сёдзю принял книгу и положил ее на пылающие угли жаровни.
«Что ты делаешь?!» —закричал Му-нан.
«Что вы говорите?!» — ответил Сёдзю.
Как говорят мастера дзэн, когда ученик готов, появляется учитель. В конце Сёдзю стал учителем для собственного мастера. Освободись, сказал Сёдзю. Ничто материальное не длится вечно —ни эта книга, ни это тело.
Мы неявно осознаем урок Сёдзю с каждой «маленькой смертью» сексуального освобождения — 1е petit mort, признание непостоянности жизни. Это кульминационная точка всей жизни: момент смерти. Путь освобождения напоминает нам о том,что, освобождаясь посредством секса, мы должны точно так же освободиться и от всей жизни. Опорожните себя от всего, и вы наполнитесь самой сутью своего существа:
Любовью, бесконечностью и неисчерпаемостью. Дзэнское стихотворение из трех слов, Сзцу гэцу ка, выражает Путь Освобождения при помощи символов природы. В нем просто сказано:
Сэцу гэцука
«Снег, луна, цветок». Снег символизирует зиму и период упадка — «маленькую смерть», незримо присутствующую в момент сексуального освобождения. Луна символизирует женский месячный цикл, способность к воспроизведение. Цветок символизирует весну, период нового рождения. Выкристаллизовавшись всего в три слова, стихотворение «Снег, луна, цветок» передает весь цикл жизни и смерти.
Со временем цветок тоже увянет и опадет с куста.
Таков Путь Освобождения.
понедельник, 2 марта 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий